ГЛАВНАЯ БИРЖА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАСТИНГ КУХНЯ ШОУ МЕДИА АРТ О ПРОЕКТЕ ФОРУМ КАРТА САЙТА

"Неси свой крест и веруй" или Зачем поступать в театральный институт

Автор: Оксана Горюнова (sova-o@mail.ru)
Дата публикации: 11/04/2011
Категория: Статьи

 

К театру подъезжает машина. Оттуда выходите Вы… Охранник раздражено теснит стайку поклонников, бросающихся Вам наперерез в надежде получить Ваш автограф, и вежливо пропускает журналистов с телекамерой. Или нет, не так: Вы входите в ресторан, чувствуя на себе взгляды тех, кто узнал Вас – ведь сериал, где Вы снимаетесь в главной роли идет в prime-time! А вот и любимый с детства актер: он спешит Вам навстречу – теперь Вы коллеги! – говорит комплименты и увлекает Вас за свой столик… Показы мод теперь не обходятся без Вашего присутствия. Вы ведете популярную передачу на телевидении. О Вашей последней покупке в самом дорогом бутике сплетничают газеты…

Или нет, нет, совсем не так банально, ну что Вы! Скорее так: раздвигается тяжелый занавес академического театра, Вы перешагиваете черту кулис, вступая в свет… зал, видя Вас, замирает и разражается аплодисментами: «Быть иль не быть…»

Стоп… Прежде чем обременить свою память зубрежкой стихотворения, басни и прозы, прежде чем штурмовать одновременно все театральные ВУЗы Москвы (авось где-нибудь да пройду конкурс!), протискиваться на кастинги, втираться в театральные тусовки, с умным видом качая головой в такт мудреным разговорам и вьющемуся сигаретному дыму, задайте себе первый и главный вопрос: а зачем Вам театр? Чего Вы от него хотите?

Не торопитесь с восторженным ответом: посмотрите сперва фильм «Тупой жирный заяц». Поверьте человеку, отдавшему театру более двадцати пяти лет своей жизни: в этом фильме всё правда, до последней запятой в тексте актеров.

Посмотрите внимательно, желательно несколько раз, а потом сядьте тихонечко один на один с собой и вот теперь ответьте на этот самый первый вопрос. Только очень честно ответьте: ради чего Вы все это будете терпеть? Ибо тех актеров, которые работают в столичных театрах, которые могут похвастать востребованностью, эффектными ролями и славой – единицы, а тех, кто каждый день «с купцами в третьем классе ездят до Ельца» – легион.

Но предположим, у Вас крепкие нервы и подобные страсти Вас не пугают. В конце концов, к славе и известности, пройдя все ужасы провинциального театра, И.Смоктуновский пришел к сорока годам и все успел. И потом, Вы свято веруете в свое дарование и в то, что «ради искусства» Вы вынесете все, и именно Вам удача улыбнется, как никому…Предположим даже, что с банальностями типа «поклонников с ручками наперевес» мы все уже выяснили и это не Ваша история. Вы – о высоком, например о чем-то вроде «сыграв множество персонажей, я хотел(а) бы прожить жизни многих людей»…

Этот диагноз лечится очень легко: может, в Вашей жизни просто не хватает приключений в духе бразильского сериала? Тогда сперва отправьтесь покорять Эверест, потом изобретите что-нибудь, что попадет в книгу рекордов Гиннеса, а сверху ко всему, заведите себе одновременно двух любовников (любовниц) и сообщите об этом максимальному количеству друзей. Поверьте, Вам будет так же не скучно, как и героям любимого блокбастера, и для этого совершенно не обязательно тревожить приемную комиссию театрального института. Если же Вы настаиваете, что «прожить множество жизней» вам непременно надо на подмостках, на виду у сотен тысяч людей, то тогда, простите, Вам проще сразу к психиатру: именно эта врачебная специализация занимается эксгибиционизом. Но точно знайте, что Ваше желание не имеет никакого отношения к актерской профессии, ибо «актерство» – это такая же профессия, как шить сапоги или собирать станки, варить сталь или рассчитывать траекторию полета ракеты. У нее есть свои жесткие профессиональные законы к Вашим личностным комплексам не имеющие никакого отношения. Не придет же в голову физику идти на физфак МГУ или повару – в кулинарный техникум лишь для того чтобы компенсировать сбои собственной психики. Чем же театр-то виноват?

Словом, перечислите самому (самой) себе все подобные глупости и когда Ваша фантазия устанет изобретать что-нибудь подобное, с этого момента Вам придется вопрос к себе поменять: а зачем Вы театру? Что Вы ему можете дать?

«У меня есть способности» - скажете Вы. Что ж, не вопрос, однако, что Вы понимаете под «способностями»? У Вас красивое гибкое тело, нет комплексов и Вы готовы продемонстрировать его на сцене? Что ж, вполне можно реализовать себя как в модельном (порно) бизнесе, так и в счастливой семейной жизни. Вы недурно поете и танцуете? Прекрасно, радуйте близких на семейных вечерах и местных дискотеках. Вы мастер спорта, фехтуете на чем угодно, водите какие угодно автомобили и дальше всех прыгаете в длину? И в этом нет проблемы: подарите стране лишнюю золотую медаль на Олимпийских играх или поучаствуйте в гонках Формулы-1. Все эти умения сами по себе еще не дают Вам права отнимать 2,5 часа времени у полутора тысяч зрителей, собравшихся в зал на спектакль, в котором Вы заняты.

Определить, бездарен артист или нет, ведь очень легко. Достаточно понять, как и о чем он мыслит. Ибо театр, как бы ни старались превратить его в чахлую ветвь шоу-бизнеса, был есть и будет прямым человеческим общением, обменом мыслями посредством образов, которые создает актер. Недаром слово «культура» имеет один корень со словом «культ» - «служение Богу». И каждый, кто берет на себя право, как жрец, с возвышения обращаться к большим группам людей, несет, прежде всего, громадную ответственность за одухотворение или развращение их душ.

Объективный же закон человеческой психики гласит: человеческое подсознание все, что делается на сцене, на экране кинотеатра или телевизора, все, о чем написано в книгах воспринимает, как норму поведения, образец для подражания. И если в темном переулке разнузданные подростки с Вас сняли дорогую норковую шубу, подаренную Вам очередным кинопродюсером, очарованным Вашим, с позволенья сказать «мастерством», то в этом есть и Ваша вина. Это Вы, не слишком «морочась» содержанием своего искусства, дали им образец для подражания, «норму поведения». Сцена ведь не зеркало, а увеличительное стекло: как все самые возвышенные душевные порывы, так и самые страшные душевные пороки, присущие лично Вам, будут транслироваться на огромную аудиторию помимо Вашего желания, в какую бы «обертку» костюма или эффектного трюка Вы его не завернули. Поэтому Гамлет с образом мыслей педерастичного мачо и Офелия, смыслящая в жизни на уровне валютной проститутки, какие бы возвышенные фразы Шекспира не произносили, по сути, разрешат зрителю бросать своих детей в детдомах, стариков – на произвол судьбы, грабить, убивать, разорять ради выгоды собственную страну…

Так вот – и это самый главный вопрос, который стоит задать себе на пороге театрального института: что лично Вы будете транслировать в зал тем людям, которые заплатят за билет сумасшедшие деньги в надежде побеседовать с Вами о насущнейших нравственных вопросах своего бытия? Да-да, своего, Вы, лично Вы их совсем не интересуете, и по большому счету совершенно не важно, возбудима ли Ваша психика и танцуете ли Вы капуэро? Всем техническим основам профессии – правильной речи, движению, умению носить костюм, то есть способам выражать свое небанальное мыслительное содержание - Вас научат в институте: поверьте, не бином Ньютона, ведь и зайца можно отдрессировать барабанить в барабан. Единственное, чему Вас не научат нигде, но что является главной составляющей профессии актера – с чем Вы выходите на сцену, о чем и как Вы будете говорить со зрителем.

Вы можете мне возразить: что, этим «морочится» каждый из тех, кто ежевечернее сегодня выходит на сцену? А вот поди ж ты: и деньги имеют, и на «тусовочных» вечерах блистает и дает интервью?

И я отвечу честно – нет, не каждый. Об этом, к сожалению, сегодня думает даже не каждый из тех педагогов, которые готовы принять Вас в театральный институт…Ну вот, скажете Вы, и это не мешает им называться «профессионалами». И живут. И ничего!

Но ничего не мешает жить и тем врачам, которые отведенные на изучение профессии годы, проводят в казино и барах, но мы затем благополучно умираем под их скальпелями, когда они становятся «профессионалами»; как не мешает тем сапожникам, чья обувь более похожа на «испанский сапожок», как тем поварам, от блюд которых мы получаем язву желудка…

Прежде, чем увидеть себя на подмостках, стоит усвоить, что Театр, по меткому замечанию великого итальянского театрального режиссера Джорджо Стрелера – он прежде всего «для людей», а потом уже – для самовыражения Вас, любимого. Иначе говоря, с того момента, как Вы решите стать Актером (стать, а не назваться!), для Вас должен прежде всего начаться бесконечный и мучительный путь поиска собственного содержания. И тогда все, перенесенные на этом пути страдания, станут материалом для Вашего творчества, а пережитое, преодоленное страдание родит в Вас настоящую радость, именно радость, а не унижающе зубоскальство, несущееся со всех сторон со сцен и с телеэкранов сегодня. Именно этой радостью Вы и обязаны, если Вы профессионал, делиться с залом. Все остальное – «от лукавого»…

Иными словами, есть в искусстве всего два пути: Нины Заречной и Кости Треплева. Перечтите классика (на собеседовании, если Вы все же пройдете конкурс, пригодится!) и поразмышляйте: хватит ли Вам сил «нести свой крест и веровать», оплачивая свое желание выходить на сцену по «гамбургскому счету» или Вы блеснете, как Костя Треплев…

Однако, изнывая под бременем собственных амбиций, господа, помните: не умея служить Театру, «он плохо кончил»…


Страница автора www.theater-school.ru/



Статьи по теме:
  страницы: 1


Приглашаем авторов

Любой посетитель может предложить свой материал в любую категорию раздела публикаций.

В категории "Статьи" и "Интервью" к публикации принимаются профессионально сделанные материалы на профессиональную тематику творческой деятельности. Ссылка на сайт автора гарантируется.

В категории "Поэзия" и "Проза" от авторов принимаются ВСЕ без исключения работы без какого-либо отбора и правки со стороны редакции. Произведение находится на страницах сайта в течение трех месяцев. По истечении этого срока произведение удаляется или остается на сайте на постоянной основе.

Каждый читатель может высказать свое мнение на тему того, оставить или удалить конкретное произведение. Для этого необходимо кликнуть по ссылке "комментарии" под текстом данного произведения и оставить там свой отзыв. Редакция обязательно учтет ваше мнение.






[an error occurred while processing this directive]