ГЛАВНАЯ БИРЖА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАСТИНГ КУХНЯ ШОУ МЕДИА АРТ О ПРОЕКТЕ ФОРУМ КАРТА САЙТА

Серж Головач. Прогулка по выставке

Автор: Роза Ветроff ()
Дата публикации: 23/07/2005
Категория: Интервью

 

Что может быть занятнее посещения выставки модного эпатажного фотографа? Посещение выставки вместе с ее автором! Воодушевленный этой мыслью, корреспондент сайта Шоу Медиа Арт отправился в московский ресторан Dolf, в котором можно увидеть работы Сержа Головача.

фотохудожник Серж Головач. Фото Сергея Пятибратова
Серж Головач. Фото Сергея Пятибратова

- Серж, вот эти разноцветные брызги – это воздушные шарики?

- Да. Эта серия называется «Мультиоргазм». Мне довелось присутствовать на праздновании 300-летия Петербурга, где я и увидел эти улетающие в небо воздушные шары. Если подойти поближе, внизу видны троллейбусные провода. На Арт-Клязьме-2003 я делал одноименный перформанс. Было надуто что-то около трехсот шаров. И эти шары уносили в небо этот триптих, только очень большого размера, в человеческий рост. Когда люди видят в пространстве вокруг себя огромное количество улетающих шаров, они получают заряд энергии, радости. А тут улетают не только шары, но и уносят ввысь объекты, на которых изображены улетающие шары.

- Действительно, мультиоргазм…

- Там же, на 300-летии Санкт-Петербурга, я снял юношей флагоносцев. Обратите внимание, они стоят на Невском проспекте, такие нереальные, несегодняшние, в эстетике 30-ых годов и все как один похожие на Владимира Маяковского. Обратите внимание, какая прореха на воротнике самого первого Маяковского! Страшно красиво! Кстати, это произведение находится в коллекции Государственного Русского Музея.

Вот эти две работы из серии «Рифмы», которые я представлял в рамках специальной программы первой московской биеналле современного искусства. Идея проекта «Рифмы» была в парном объединении изображений в одном пространстве. И когда два изображения суммарны, они несут какой-то новый смысл. Всего в этом проекте восемьдесят произведений – сорок пар-рифм. Но работы, что представлены здесь, не рифмуются – они просто украшают интерьер.

Справка: Серж Головач. Художник галереи «Мастерская Монро» (Влад Мамышев-Монро), галереи «Image» (Андрей Чежин, Дмитрий Пиликин), отдела современного искусства Дальневосточного художественного музея (Светлана Соловьева, Людмила Козлова), галереи «Улица ОГИ» (Лиза Плавинская), галереи Долфа Михеля (Cafe des Artistes), галереи «Fine Art» (Ирина Филатова), галереи «Reflex» (Ирина Белинская), галереи «Pop-Off-Art» (Сергей Попов), галереи «Artplay» (Алина Сапрыкина), галереи Supremus (Александр Шумов, Цюрих), ставки «Митьков» (Дмитрий Шагин), галереи «Ателье №2» (Николай Леонтьев, Валерия Горбова). Продолжение следует…

Юноша на центральной фотографии – это кузнец Саша из Петергофа. Съемка происходила в Финском заливе на искусственном острове, который называется форт Милютин вблизи Кронштадта. На этом острове сохранились укрепления, использовавшиеся для защиты от нападений неприятеля. Юноша позировал на самой вершине прожекторной шахты, на пятнадцатиметровой высоте. Я, соответственно, на той же высоте, но со страхом за нас двоих. Ржавый чугунный люк в диаметре превышает рост человека. В этом люке зияют огромные дыры от снарядов. Естественно, юноша обнажен, но в силу ли стыдливости, в силу ли сохранения приличий, мы не дали картинку полностью, и здесь виден только голый торс.

- Судя по вашим работам в коридорчике, нормы приличия далеко не всегда вас ограничивают.

- Да, в коридорчике размещена мужская обнаженная натура. Мы решили не возбуждать другого аппетита, и не мешать нормальному пищеварению тех, кто пришел сюда просто покушать.

- А вот эти совершенно абстракционистские работы – даже не похоже на фото. Что это?

- Это серия «Витебский Фейерверк» 2003 года. На фестивале «Славянский базар» после многочисленных поздравлений президента Лукашенко и иже с ними, было устроено грандиозное шоу. Хорошо, что у меня было много пленки, я отснял всю. Я принял решение во время съемки передвигать фотоаппарат с открытым на длительное время затвором. И все вот эти каракули – это пятнадцатисекундное суммарное изображение, которое легло на пленку. В итоге получилась вот такая красота необыкновенная. Я ею горжусь. Работы, представленные здесь, кроме этой серии с фейерверком, напечатаны вручную, то есть это ручная печать с негатива на фотобумагу, традиционный мокрый процесс. «Фейерверку» мы в фотошопе изменили черный цвет неба на оливковый, чтобы серия вписалась в интерьер ресторана – он выдержан в легких пастельных тонах. Все остальное осталось неизменным.

- Что в том зале?

- В банкетном зале находится серия «Балет». Это тоже проект 2003 года. Он имеет сложное название «Феномен русского в балете и фотографии». Его концепция была разработана мной совместно с моим арт-директором Виктором Рибасом, и имеет серьезные цели. Проект основан, с одной стороны, на традициях мастеров русской фотографии, то есть ракурсность, эмоциональность, а с другой стороны – новый взгляд на балет, который выразился в панорамном формате и в моем взгляде на все происходящее… Несколько работ получились просто сногсшибательными, такие как «Жизель» в Большом театре, которая находятся в коллекции Государственного Русского Музея. На фото велиссы нагнулись до пола, не видно ни их торсов, ни плеч, ни голов – одни «стожки», над которыми парят изящные бантики. Когда я снял это, я был в некотором смятении, когда проявил и напечатал – шок подтвердился. Я мечтаю сделать серию таких стожков с разными балетными труппами. Теперь у меня в коллекции фотографии уже шестнадцати балетных трупп: Государственный академический Большой театр, Opera di Roma, Монгольский балет, Китайский балет…

- Это были репортажные съемки или постановочные? Как технически они происходили?

- Есть такое понятие в фотографии – балетный репортаж, когда фиксируется отточенность поз, которая может проиллюстрировать рисунок танца. Я такой задачи для себя не ставил. Мне интересно создание нового образа. В процессе репортажа подметить какую-то картинку, которая привлекала бы своей новизной, каким-то необычным решением.

Фотохудожник Серж Головач. Мультиоргазм
"Мультиоргазм"
Фотохудожник Серж Головач. Витебский Фейерверк
"Витебский Фейерверк"
Фотохудожник Серж Головач. Маяковские СПб300
"Маяковские СПб300"
Фотохудожник Серж Головач. Жизель
"Жизель"
Фотохудожник Серж Головач. Форт Милютин
"Форт Милютин"
Фотохудожник Серж Головач. Куклы тоже любят
"Куклы тоже любят"
Фотохудожник Серж Головач. Анатомический театр
"Анатомический театр"

- Расскажите про кукол.

- Работы с куклами дали название этой выставке «Куклы тоже любят». Заметьте, на центральной работе две целующиеся куклы – это мальчики.

- Да?! Сразу и не догадаешься! Кстати, интересно, какие из этих серий лучше всего продаются? Надо думать, мужская обнаженная натура разлетается как горячие пирожки.

- Совсем нет. Наше общество весьма стыдливо, и практически нет спроса на мужскую натуру.

- Вообще нет спроса?! Если не геи, так наверняка женщины должны интересоваться голыми мужиками - им сам бог велел.

- С женщинами то же самое. На мой взгляд, было бы намного логичнее, если бы женщины в парикмахерских, фитнес-центрах, салонах красоты видели не недостижимый верх совершенства женской косметики и пластической хирургии, а образцы мужской красоты. Но эта тенденция почему-то не прослеживается в России. Даже женские журналы стесняются мужского тела.

- Когда вы чувствовали себя более комфортно – когда фотография была вашим хобби или когда она стала профессией?

- В нашем сегодняшнем высокотехнологичном постиндустриальном обществе бесплатного творчества быть не может. Для того, чтобы создать какой-то продукт, требуются инвестиции в аппаратуру, в программы, в специалистов, которые будут работать над проектом. В результате получается то, что просто взяв в руки бумагу и кисть, художник не сможет заявить о себе как художник. Сегодняшний художник – это дорогое производство. Чтобы просто кутюрье стал известным кутюрье, работал с дорогими тканями, заказывал дорогих моделей, делал дорогие съемки – нужен бюджет. В случае современного изобразительного искусства ситуация абсолютно такая же. Художник сейчас не может пользоваться дедовскими методами. И если нет финансовой возможности, скажем, купить фотоаппарат или свет, арендовать студию – художник не состоится. Желание художника продаваться – это его собственное желание. Но должен сложиться некий аспект, когда на художника появляется спрос. Когда его имя становится узнаваемым, когда его брэнд уже сможет приносить какие-то копеечки для поддержания творческого потенциала и творческого развития.

- Меценаты, спонсоры, гранты…

- Грантов в моей истории не происходило никогда, и я не знаком ни с одним меценатом и ни одним спонсором в лицо.

- Но когда искусство становится бизнесом, велика вероятность, что художник начнет ориентироваться исключительно на потребителя.

- Вполне может получиться. Но это вопрос существующего арт-рынка. Есть коммерческие программы и есть некоммерческие. И вот Первая московская биеналле современного искусства – это программа некоммерческая. Это место, где художник может самовыразиться. Это не объекты, которые висят на стенах и украшают пространство – это нечто другое. Есть, также, большие художественные ярмарки как Арт-Манеж, Арт-Москва. Это ярмарки для эстетов, коллекционеров, которые помогают художникам, покупая их работы.

- То есть, художник может разделить свою деятельность на направления – здесь я творю, а здесь зарабатываю.

- Конечно. В любом случае я должен согласовывать свои действия с тем, что происходит на арт-рынке. И мои кураторы тоже определяют, коммерческий получился продукт или концептуальный и безбюджетный. Последние хоть и не всегда могут быть проданы, но они тоже важны, поскольку открывают некие новые грани, тенденции, ходы в искусстве и творчестве данного художника.

- А на заказ снимаете?

- Часто, основной заработок для фотографов - это съемка портфолио, но я не снимаю портфолио. Я не хочу «замыливать» свой взгляд. Мне всегда интересны заказные съемки для журналов. Также, снимаю vip-персон.

- Насколько большая у вас команда и что делаете вы сами, кроме нажатия на кнопку фотоаппарата?

- Я выступаю режиссером своих съемок. В некоторых случаях делаю мейк-ап, хотя традиционно обхожусь либо минимумом мейк-апа, либо вообще без него. Также, на всех моих работах мой стиль, кроме случаев, когда это совместные журнальные проекты. Одним из моих любимых стилистов является Дмитрий Вишневский. Настроение создается совместно мной и натурщиком (натурщицей). Еще очень важный человек – это куратор. Прежде всего, он искусствовед. Это неотъемлемая часть арт-рынка. Он ставит перед художником задачу, он описывает визуальное словами, он оценивает значимость сделанного художником, что тот сказал нового. Поэтому я хочу получить второе образование – искусствоведческое, чтобы владеть предметом полнокровно.

- Насколько прост или труден был ваш путь к статусу модного фотохудожника?

- Не так прост, как может казаться. Одно дело быть узнаваемым и любимым в регионе и совершенно другая ситуация в столице, где тебе подобных очень много. Арт-сцена переполнена. Не то, чтобы люди толкаются, но есть конкуренция. Здесь важно не сломаться. В том смысле, что для нового человека при отсутствии какой-то поддержки будет очень непросто. Поскольку получить заказ в редакции невозможно без протежирования, без какой-то родственной или любовной ситуации и т.д. То есть, отношения здесь все давно сформированы, круг авторов, с которыми работает галерея или журнал определен, и попасть в обойму достаточно сложно.

- Вам кто-то помогал?

- Да, конечно… Я благодарен Ольге Львовне Свибловой за необыкновенную творческую экспедицию на остров Сахалин в ноябре 2003 года, результатом которой стала выставка «Российские регионы» на Фотобиеннале-2004.

Отдельное спасибо Майе Бадриевне Кобахидзе, начальнику управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии, поддержавшей мои проекты «Феномен «русского» в балете и фотографии» и «Рифмы».

Я признателен Александру Давыдовичу Боровскому, куратора отдела новейших течений Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Все эти люди способствуют моему художническому становлению...



Роза Ветроff
"Шоу Медиа Арт"



Сайт Сержа Головача www.phallusophy.com



Статьи по теме:
  страницы: 1


Приглашаем авторов

Любой посетитель может предложить свой материал в любую категорию раздела публикаций.

В категории "Статьи" и "Интервью" к публикации принимаются профессионально сделанные материалы на профессиональную тематику творческой деятельности. Ссылка на сайт автора гарантируется.

В категории "Поэзия" и "Проза" от авторов принимаются ВСЕ без исключения работы без какого-либо отбора и правки со стороны редакции. Произведение находится на страницах сайта в течение трех месяцев. По истечении этого срока произведение удаляется или остается на сайте на постоянной основе.

Каждый читатель может высказать свое мнение на тему того, оставить или удалить конкретное произведение. Для этого необходимо кликнуть по ссылке "комментарии" под текстом данного произведения и оставить там свой отзыв. Редакция обязательно учтет ваше мнение.






[an error occurred while processing this directive]