ГЛАВНАЯ БИРЖА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАСТИНГ КУХНЯ ШОУ МЕДИА АРТ О ПРОЕКТЕ ФОРУМ КАРТА САЙТА

В Тарусу

Автор: Малюга Виктор Ефимович (M1492006@yandex.ru)
Дата публикации: 21/05/2006
Категория: Проза

  Кто жаждет красоты природы,
Кто хочет отдохнуть душой,
Тому советую в Тарусе
Прожить недели три весной.

В.А. Каспари

Хорошо дождливым вечером сидеть в полутёмной комнате и читать. Особенно легко в такие вечера читаются новеллы или стихи. Прочтёшь и задумаешься, вслушиваясь в то усиливающийся, то стихающий шум дождя за окном, в редкое фырчанье машин, и как-то спокойно и чуть грустно становится на душе. Но вдруг вспоминаешь, что скоро отпуск и можно куда-нибудь ненадолго махнуть, например в Тарусу. Побродить по тихим задумчивым улочкам этого поэтичного городка, дававшего приют и вдохновение множеству чудаков – писателям, поэтам, художникам….

Город Таруса – редкий по красоте уголок Калужского края. Он расположен амфитеатром по склону холмов, спускающихся к реке Оке, которая в этом месте делает крутую дугу. Из города открываются прекрасные виды на широкую, покрытую лиственными лесами долину Оки. Леса со всех сторон окружают Тарусу. Они подходят к ней вплотную, вклиниваются в неё, сливаются с зелёной массой садов.

Путешественник, приезжающий в Тарусу по Оке, сойдя с теплохода и поднявшись по крутому береговому склону, сразу попадает на центральную городскую площадь. Трапециевидная в плане она распланирована прямо на берегу Оки, на месте старого торга. Уже с самой этой площади открываются чудесные виды на Оку и заокские дали. Площадь увенчана каменным городским собором, к которому пристроено здание Тарусской картинной галереи – явления, по словам Паустовского, довольно редкого для русской провинции.

Площадь застраивалась постепенно. Рядом с деревянными лавками возводились торговые ряды (1890) и двухэтажные каменные дома. В одном из них располагалась когда-то гостиница с экзотическим названием «Леандр». В этой гостинице в жаркий полдень 1916 года А.Н. Толстой услышал от коридорного Василия Ивановича трагикомическую историю замощения тарусской площади, описанную писателем в очерке «Пути культуры»: «О нравах ничего положительного сказать нельзя: «невежество»; в городе мещане да купчишки, хотя есть две хорошие дачи, где зимуют москвичи, да за тюрьмой на бугре двадцатый год живёт доктор, но за последнее время до того стал тучен и ветхий, что с бугра не сходит, а всем больным прописывает пить молоко…». «Двадцать семь лет смотрю на эту площадь и ничего не вижу кроме свинства», - говорит автору Василий Иванович и рассказывает историю о том, как в огромной луже-яме на центральной площади утонул заезжий турист-американец. Только после этого происшествия запуганный властями тарусский купец Прохоров, перед лавкой которого находилась злополучная яма, на свои деньги замостил городскую площадь. Таковы, по мнению А.Н. Толстого «неисповедимые пути культуры русской провинции».

Но этот сарказм, относительно «русской провинции», разделяли далеко не все из бывавших и живших в Тарусе деятелей культуры. «…Всё это болтовня, - писал Паустовский. – Городок хорош своими людьми – талантливыми и неожиданными, трудолюбивыми и острыми на язык…».

Первым, ещё в конце XIX века, в тарусских окрестностях поселился художник В.Д. Поленов. Имя Поленова, его рассказы о здешних местах стали привлекать сюда многих художников, прежде всего пейзажистов. Пленительные по своей лирической силе уголки города и его окрестностей можно видеть на полотнах Борисова-Мусатова, Крымова, Бакшеева, Журавлёва. Они писали тарусские домики и тарусские крыши, тарусские улицы и тарусских девушек, тарусские вётлы и мельницы. Писали в ненастные дни и в тихие вечера, в моросящий дождь и при ярком солнце, когда цветут липы и когда облетают осенние листья. Вслед за художниками облюбовали эти места писатели и поэты. Некоторые бывали в Тарусе наездом, другие подолгу жили в ней. Среди них К.Д. Бальмонт и М.И. Цветаева, Н.А. Заболоцкий и К.Г. Паустовский, имя которого почти неотделимо от названия этого города. У всех у них Таруса оставила самые тёплые воспоминания, которые мы читаем в их произведениях, письмах, воспоминаниях.

«Теперь я в Тарусе в глуши, - писал один из Тарусских отшельников «добрый горбун» - Виктор Эпидифорович Борисов-Мусатов Александру Бенуа в 1905 году. – Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. Какие-то надежды, какие-то ужасы долетают до меня. Какие-то дороги забастовали…». Здесь создавал он свой мир грёз и не сбывшихся надежд, запечатлённый на его полотнах, здесь он умер, здесь и похоронен на косогоре над Окой, на том самом месте, откуда при жизни так часто писал этюды для своих будущих картин. В 1910 году его другом скульптором А.Т. Матвеевым, было создано надгробие для могилы художника. «Уснувший мальчик» называют чаще всего этот памятник. А влюблённая в Тарусу, Марина Цветаева, бывавшая вместе с родителями в этом городке на даче, признавалась в последствии: «Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно…, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов… поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА». Совсем недавно завещание поэтессы, наконец, было исполнено. Камень установлен на «Мусатовском косогоре» неподалёку от могилы художника.

Нынешний облик Тарусы определяет в основном застройка XIX – XX веков. Жилые дома города утопают в зелени. Почти сплошь деревянные, они смотрят на улицу своими трёх- или пятиоконными фасадами с крохотными светёлками или мезонинами.

Одно из красивейших мест – Воскресенская гора, отделённая от центра глубоким Игумновым оврагом, на дне которого бьют родники. На вершине горы среди деревянных домиков и раскидистых деревьев стоит Воскресенская церковь – самое старое здание Тарусы (1628 – 1654). Когда были в сохранности все вертикальные элементы здания, церковь издалека «встречала» плывущих по Оке. Она была неотъемлемой частью пейзажа.

В конце Пролетарской улицы стоит на берегу реки Тарусы обычный для Тарусы деревянный, одноэтажный, выкрашенный голубой краской дом. В нём в 1954 году поселился К.Г. Паустовский. Крохотный дворик, поросший травой, клумба с цветами, фруктовый сад. У самого берега, круто спускающегося к реке, застеклённая беседка, в которой любил работать Константин Георгиевич.

В лесу над берегом Тарусы прячется в тени деревьев небольшое городское кладбище. Здесь среди тишины нарушаемой только пением птиц, покоятся Паустовский и Эфрон, Ватагины, Шеметовы и многие другие, теплом чьих сердец освящён этот край. С этого места видны леса, луга, поля – всё то, что всем сердцем и всегда они любили.

Увы, невозможно осмотреть за один день все тарусские достопримечательности, и тем более описать их в коротком газетном очерке. Любознательные найдут необходимую информацию в обширной краеведческой литературе. Мне же остаётся только надеяться, что мой скромный труд не пропал даром, и кто-то, заинтересовавшись историей Калужского края, своей малой родины, захочет сам поведать читателям сайта о том, где он бывал, что видел и что близко и дорого именно ему.



Статьи по теме:
  страницы: 1


Приглашаем авторов

Любой посетитель может предложить свой материал в любую категорию раздела публикаций.

В категории "Статьи" и "Интервью" к публикации принимаются профессионально сделанные материалы на профессиональную тематику творческой деятельности. Ссылка на сайт автора гарантируется.

В категории "Поэзия" и "Проза" от авторов принимаются ВСЕ без исключения работы без какого-либо отбора и правки со стороны редакции. Произведение находится на страницах сайта в течение трех месяцев. По истечении этого срока произведение удаляется или остается на сайте на постоянной основе.

Каждый читатель может высказать свое мнение на тему того, оставить или удалить конкретное произведение. Для этого необходимо кликнуть по ссылке "комментарии" под текстом данного произведения и оставить там свой отзыв. Редакция обязательно учтет ваше мнение.






[an error occurred while processing this directive]