ГЛАВНАЯ БИРЖА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАСТИНГ АРХИВ КУХНИ О ПРОЕКТЕ ФОРУМ КАРТА САЙТА

Выбор профессии: художник театра, кино и телевидения

Автор: Татьяна БРАГИНА 

Театр, как мир, богат человеческими характерами и формами труда. Любая профессия, связанная с театром, — творческая. Директор, монтировщики, администраторы, инженеры, режиссеры, одевальщицы, пожарные, плотники — все работают на то, чтобы зритель остался доволен. Конечно, людей в первую очередь в театре интересуют профессии публичные: режиссер, артист, драматург, иногда художник по костюмам или художник-сценограф.

Но истинный театрал не оставит без внимания то, как прекрасно расписан задник (дальняя от зрителя кулиса, закрывающая заднюю стену коробки сцены), он с восторгом отметит сияние короны театрального короля, облизнется от сочного вида бутафорских яблок или восхитится точностью найденного характерного грима… Тому, кто любит театр и хотел бы работать на этом поприще, мы хотим рассказать о непубличной профессии — о художниках, посвятивших свою жизнь театральному искусству.

В стационарном театре, то есть поддерживаемом государством, существуют профессии, связанные с художественным творчеством: художник-сценограф, декоратор, бутафор, художники по свету, по костюмам, по гриму, художники кукольного спектакля. Это основные театрально-художественные специальности.

Учитывая особенности нашего времени, когда большую роль в жизни многих молодых людей играют деньги, стоит сразу сказать о финансовой стороне профессии. Как известно, любая творческая деятельность предполагает наличие такой установки по отношению к заработкам, которую можно охарактеризовать формулой «то пусто, то густо». Если ваша цель — иметь профессию, приносящую доход, то работа в художественных цехах театра не для вас. Конечно, есть личности, которые умудряются при зарплате от 1500 до 12 тыс. руб. содержать семью, но все-таки для этого требуется определенная доля бескорыстия. Подработать же на стороне в состоянии немногие — как из-за нехватки времени (театр забирает его практически целиком), так и по причине того, что все хлебные места, как правило, давно заняты.

В разных театрах зарплаты сотрудников художественно-технических цехов различны. Самые большие ставки по сравнению с другими театрами — в МХТ. А вот в Театре «У Никитских Ворот» зарплата намного ниже, еще меньше — в театре «На Перовской»… Но количество получаемых денег вовсе не говорит об уровне профессионализма работников храма искусства, просто так распоряжаются время и судьба. Какие-то театры более преуспели в приобщении спонсоров к искусству, какие-то в силу своего аристократического происхождения имеют золотой запас средств и поддержек. В общем-то, дело не в деньгах, если вы любите искусство и мечтаете служить ему. Любой театральный труженик скажет вам, что его профессия определяется скорее понятием «диагноз», нежели словом «работа». Симптомы, позволяющие установить точный «диагноз», — бескорыстная любовь к театру, способность отказаться от личных проблем во время сдачи спектакля и его премьеры, готовность переносить заниженную оценку своего творчества (владение секретом быстрого заживления ран от укусов критики), готовность бороться за справедливую оплату своего труда и т. д.

Минусов в профессии художника театра много, но их перекрывает огромный волшебный плюс. В театре в дни торжественных премьер весь коллектив становится одной семьей. Волнение артистов может достигать такой мощи, что вибрацию творческой энергии ощущают даже театральные мыши, не говоря уже о людях. Что ни говорите, энергетические запасы театра неисчерпаемы.

И вполне возможно, что вам повезет, и прямо из-за кулис вы будете наблюдать чудо. Прямо в гуще событий вы станете участвовать в создании коллективного шедевра. Если с вами такое случится, вы уже не сумеете прожить без запаха кулис, без премьерной лихорадки, без веселых застолий с художественной самодеятельностью работников театра (капустниками), без трепетной беспомощности актера, доверчиво принимающего вашу поддержку. И еще один немаловажный плюс — гастроли: новые впечатления, прекрасные города и села, гостиницы, знакомства и т. д.

Если все вышесказанное вас не пугает, можете смело направляться в одно из учебных заведений, где готовят специалистов для работы в театре. Таких «школ» мало, и находятся они в основном в мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Владивостоке.

В Московском академическом художественном училище памяти 1905 го-да работают разные художественные отделения, в том числе отделение живописи, на котором есть театрально-декорационная специализация (квалификация «художник-декоратор»). Существует предварительный просмотр домашних работ по рисунку, живописи и композиции, после чего абитуриент получает допуск к вступительным экзаменам (рисунок, живопись, композиция, диктант по русскому языку).

Основным профессиям, связанным с работой в технически-художественных цехах театра, учат в Государственном образовательном учреждении театрального художественно-технического колледжа. Здесь можно получить следующие специальности: светорежиссура, театрально-декорационное искусство, художественно-гримерное оформление спектакля, художественно-бутафорское оформление спектакля, художественно-декорационное оформление спектакля, художественно-костюмерное оформление кукольного спектакля.

В Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова на факультете живописи работает мастерская театрально-декорационной живописи. Вступительные испытания на данном факультете — живопись, рисунок, композиция, сочинение.

Для профессиональных театральных художников, желающих повысить уровень своего образования, РАТИ-ГИТИС каждый год объявляет прием в магистратуру по специальности «театральное искусство». В 2004 году конкурс при поступлении в РАТИ-ГИТИС составил в среднем 350 человек на место. Выдержали экзамены и были зачислены в академию по дневной форме обучения всего 214 человек, по заочной — 51 человек. Успешное прохождение творческих испытаний, носящих комплексный характер, и сдача вступительных экзаменов по специальности являются определяющими условиями для поступления в Российскую академию театрального искусства — Государственный институт театрального искусства.

В Школе-студии МХАТ обучают таким профессиям, как художник- технолог по свету, художник-технолог сцены, художник-технолог по костюму. Существуют программа повышения квалификации для художников-технологов по костюму, годичный курс обучения для работников театров Москвы без отрыва от производства. В курс входят изучение технологий изготовления исторического и театрального костюмов, технологий украшения тканей, головных уборов, обуви и т. д., знакомство с крупными театральными мастерскими (пошивочными цехами) и технологией изготовления костюмов.

Тому, кто мечтает работать художником в кино или на телевидении, лучше сразу поступать во ВГИК, хотя в кино часто творят и художники, окончившие художественные факультеты других учебных заведений. Во ВГИКе существуют факультеты, где обучают по следующим специальностям: живопись (изобразительное решение фильма; изобразительное решение костюма фильма; изобразительное решение комбинированных съемок); графика (изобразительное решение мультипликационного фильма; анимация и компьютерная графика); художник фильма (по костюму, по мультипликации и компьютерной графике).

Конечно, среди художников театра есть свой табель о рангах. Заключается он не столько в административной градации (главный художник, очередной художник, заведующий бутафорским цехом и т. д.), сколько в определенной творческой нагрузке. Все художники театра активно участвуют в процессе рождения спектакля, но все-таки художник-сценограф обобщает в своем творчестве все художественные профессии театра, руководит делом создания общего вида спектакля, его внешнего облика, а декораторы, бутафоры, костюмеры, гримеры, парикмахеры, осветители — помогают ему в этом деле.

Талантливый художник-сценограф не только выполняет замысел режиссера, но вместе с ним формирует художественными средствами образ спектакля, определенную среду обитания его героев, настроение, атмосферу, неповторимую ткань представления. Бывает, что артист обретает легкость в своей работе только после того, как наденет придуманный художником костюм или ступит на сцену, где установлены декорации будущего спектакля. Бывают, конечно, и неудачные художественные решения, но, как мы уже говорили, в творческом деле удачи сменяются поражениями — такова норма. И здесь скрыта основная психологическая трудность специальности художника в театре, кино и на телевидении.

Театральные художники могут принимать активное участие в художественной жизни страны и мира. Существует огромное количество различных художественных проектов и выставок, в которых художники вправе участвовать. Есть проекты частные, организованные на определенные спонсорские средства, есть выставки, сынициированные государственными структурами. Одни проекты возникают и быстро исчезают, не становясь популярными, другие известны широко, и участие в них требует определенной известности мастера в профессиональных кругах. У театральных художников одной из самых престижных выставок считается ежегодная московская выставка театральных художников «Итоги сезона».

Вот что рассказал нам о профессии театрального художника главный художник Театра Луны Константин Викторович Розанов:

— Я бы посоветовал молодым людям, которые мечтают посвятить свою жизнь этой профессии, хорошенько подумать над правильностью своего выбора. Театральному художнику необходимо не только уметь держать кисть в руках, но и быть всегда готовым к неожиданным поворотам в творческой судьбе. Художник-сценограф (не путать с декоратором, это другая театральная профессия) слишком зависим от функционирования сложного театрального организма, впрочем, как и любой другой работник театра: артист, бутафор, костюмер и др. Тем более что сегодня явственно обозначилась тенденция разрушения стационарного репертуарного театра, где художник в широком понимании данного слова был защищен самой незыблемостью театральных устоев. Теперь и художник театра вынужден существовать в условиях жесткого рынка, а не у каждого таланта есть волчья хватка бизнесмена. Возможно, вам придется подрабатывать вне театра — оформлять рестораны, украшать корпоративные вечеринки или дни рождения богатых предпринимателей… Художник-сценограф и такое в состоянии сделать, но все-таки при этом смысл профессии теряется. И несмотря на мои предостережения, я очень рад, что многие выбирают столь красивую профессию. Главное здесь — любить свое дело, театр, людей и общение с ними, ну и, конечно, обожать рисовать, учиться сохранять свой замысел от эскиза до премьеры. А сдача спектакля и его презентация — вершины счастья, ради которых все мы и работаем в театре.

У художника-сценографа — особый тип мышления, отличный от присущего художнику-живописцу, иллюстратору и даже дизайнеру. Обладаете ли вы им — это постараются угадать мастера учебных заведений, куда вы станете поступать, если выберете профессию художника.

— А можно ли поступать в такие учебные заведения без специальной художественной подготовки?

— Всякое бывает… В любом случае вы должны отличать натюрморт от пейзажа и уметь отразить это на бумаге или холсте. Человек может прекрасно рисовать и не поступить. Я уже говорил об особом складе мышления художника, распознать который в абитуриенте — задача мастера-педагога. Как и в любом деле, надо понравиться мастеру, который захочет вас учить. Поэтому, если желаете серьезно заниматься, ищите наставника в том учебном заведении, которое вы решили штурмовать, а уж специалист поможет вам освоить азы выбранной профессии. И еще: если вы мечтаете много зарабатывать, то лучше поискать другое занятие, скажем, стать художником-дизайнером по ландшафту. Хотя ничего нельзя предсказать в сегодняшней жизни — у нее такое множество художественных приемов, только успевай удивляться.

Источник ЗАПЛАТА.РУ www.zarplata.ru/a-id-6244.html

Хотите оставить комментарий по теме прочитанного?


 
Powered by Tribiq CMS
Copyright © SHOW-MEDIA-ART.RU