ГЛАВНАЯ БИРЖА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАСТИНГ КУХНЯ ШОУ МЕДИА АРТ О ПРОЕКТЕ ФОРУМ КАРТА САЙТА

Выбор профессии: художник театра, кино и телевидения

Автор: Татьяна БРАГИНА ()
Дата публикации: 05/11/2011
Категория: Статьи

 

Театр, как мир, богат человеческими характерами и формами труда. Любая профессия, связанная с театром, — творческая. Директор, монтировщики, администраторы, инженеры, режиссеры, одевальщицы, пожарные, плотники — все работают на то, чтобы зритель остался доволен. Конечно, людей в первую очередь в театре интересуют профессии публичные: режиссер, артист, драматург, иногда художник по костюмам или художник-сценограф.

Но истинный театрал не оставит без внимания то, как прекрасно расписан задник (дальняя от зрителя кулиса, закрывающая заднюю стену коробки сцены), он с восторгом отметит сияние короны театрального короля, облизнется от сочного вида бутафорских яблок или восхитится точностью найденного характерного грима… Тому, кто любит театр и хотел бы работать на этом поприще, мы хотим рассказать о непубличной профессии — о художниках, посвятивших свою жизнь театральному искусству.

В стационарном театре, то есть поддерживаемом государством, существуют профессии, связанные с художественным творчеством: художник-сценограф, декоратор, бутафор, художники по свету, по костюмам, по гриму, художники кукольного спектакля. Это основные театрально-художественные специальности.

Учитывая особенности нашего времени, когда большую роль в жизни многих молодых людей играют деньги, стоит сразу сказать о финансовой стороне профессии. Как известно, любая творческая деятельность предполагает наличие такой установки по отношению к заработкам, которую можно охарактеризовать формулой «то пусто, то густо». Если ваша цель — иметь профессию, приносящую доход, то работа в художественных цехах театра не для вас. Конечно, есть личности, которые умудряются при зарплате от 1500 до 12 тыс. руб. содержать семью, но все-таки для этого требуется определенная доля бескорыстия. Подработать же на стороне в состоянии немногие — как из-за нехватки времени (театр забирает его практически целиком), так и по причине того, что все хлебные места, как правило, давно заняты.

В разных театрах зарплаты сотрудников художественно-технических цехов различны. Самые большие ставки по сравнению с другими театрами — в МХТ. А вот в Театре «У Никитских Ворот» зарплата намного ниже, еще меньше — в театре «На Перовской»… Но количество получаемых денег вовсе не говорит об уровне профессионализма работников храма искусства, просто так распоряжаются время и судьба. Какие-то театры более преуспели в приобщении спонсоров к искусству, какие-то в силу своего аристократического происхождения имеют золотой запас средств и поддержек. В общем-то, дело не в деньгах, если вы любите искусство и мечтаете служить ему. Любой театральный труженик скажет вам, что его профессия определяется скорее понятием «диагноз», нежели словом «работа». Симптомы, позволяющие установить точный «диагноз», — бескорыстная любовь к театру, способность отказаться от личных проблем во время сдачи спектакля и его премьеры, готовность переносить заниженную оценку своего творчества (владение секретом быстрого заживления ран от укусов критики), готовность бороться за справедливую оплату своего труда и т. д.

Минусов в профессии художника театра много, но их перекрывает огромный волшебный плюс. В театре в дни торжественных премьер весь коллектив становится одной семьей. Волнение артистов может достигать такой мощи, что вибрацию творческой энергии ощущают даже театральные мыши, не говоря уже о людях. Что ни говорите, энергетические запасы театра неисчерпаемы.

И вполне возможно, что вам повезет, и прямо из-за кулис вы будете наблюдать чудо. Прямо в гуще событий вы станете участвовать в создании коллективного шедевра. Если с вами такое случится, вы уже не сумеете прожить без запаха кулис, без премьерной лихорадки, без веселых застолий с художественной самодеятельностью работников театра (капустниками), без трепетной беспомощности актера, доверчиво принимающего вашу поддержку. И еще один немаловажный плюс — гастроли: новые впечатления, прекрасные города и села, гостиницы, знакомства и т. д.

Если все вышесказанное вас не пугает, можете смело направляться в одно из учебных заведений, где готовят специалистов для работы в театре. Таких «школ» мало, и находятся они в основном в мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Владивостоке.

В Московском академическом художественном училище памяти 1905 го-да работают разные художественные отделения, в том числе отделение живописи, на котором есть театрально-декорационная специализация (квалификация «художник-декоратор»). Существует предварительный просмотр домашних работ по рисунку, живописи и композиции, после чего абитуриент получает допуск к вступительным экзаменам (рисунок, живопись, композиция, диктант по русскому языку).

Основным профессиям, связанным с работой в технически-художественных цехах театра, учат в Государственном образовательном учреждении театрального художественно-технического колледжа. Здесь можно получить следующие специальности: светорежиссура, театрально-декорационное искусство, художественно-гримерное оформление спектакля, художественно-бутафорское оформление спектакля, художественно-декорационное оформление спектакля, художественно-костюмерное оформление кукольного спектакля.

В Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова на факультете живописи работает мастерская театрально-декорационной живописи. Вступительные испытания на данном факультете — живопись, рисунок, композиция, сочинение.

Для профессиональных театральных художников, желающих повысить уровень своего образования, РАТИ-ГИТИС каждый год объявляет прием в магистратуру по специальности «театральное искусство». В 2004 году конкурс при поступлении в РАТИ-ГИТИС составил в среднем 350 человек на место. Выдержали экзамены и были зачислены в академию по дневной форме обучения всего 214 человек, по заочной — 51 человек. Успешное прохождение творческих испытаний, носящих комплексный характер, и сдача вступительных экзаменов по специальности являются определяющими условиями для поступления в Российскую академию театрального искусства — Государственный институт театрального искусства.

В Школе-студии МХАТ обучают таким профессиям, как художник- технолог по свету, художник-технолог сцены, художник-технолог по костюму. Существуют программа повышения квалификации для художников-технологов по костюму, годичный курс обучения для работников театров Москвы без отрыва от производства. В курс входят изучение технологий изготовления исторического и театрального костюмов, технологий украшения тканей, головных уборов, обуви и т. д., знакомство с крупными театральными мастерскими (пошивочными цехами) и технологией изготовления костюмов.

Тому, кто мечтает работать художником в кино или на телевидении, лучше сразу поступать во ВГИК, хотя в кино часто творят и художники, окончившие художественные факультеты других учебных заведений. Во ВГИКе существуют факультеты, где обучают по следующим специальностям: живопись (изобразительное решение фильма; изобразительное решение костюма фильма; изобразительное решение комбинированных съемок); графика (изобразительное решение мультипликационного фильма; анимация и компьютерная графика); художник фильма (по костюму, по мультипликации и компьютерной графике).

Конечно, среди художников театра есть свой табель о рангах. Заключается он не столько в административной градации (главный художник, очередной художник, заведующий бутафорским цехом и т. д.), сколько в определенной творческой нагрузке. Все художники театра активно участвуют в процессе рождения спектакля, но все-таки художник-сценограф обобщает в своем творчестве все художественные профессии театра, руководит делом создания общего вида спектакля, его внешнего облика, а декораторы, бутафоры, костюмеры, гримеры, парикмахеры, осветители — помогают ему в этом деле.

Талантливый художник-сценограф не только выполняет замысел режиссера, но вместе с ним формирует художественными средствами образ спектакля, определенную среду обитания его героев, настроение, атмосферу, неповторимую ткань представления. Бывает, что артист обретает легкость в своей работе только после того, как наденет придуманный художником костюм или ступит на сцену, где установлены декорации будущего спектакля. Бывают, конечно, и неудачные художественные решения, но, как мы уже говорили, в творческом деле удачи сменяются поражениями — такова норма. И здесь скрыта основная психологическая трудность специальности художника в театре, кино и на телевидении.

Театральные художники могут принимать активное участие в художественной жизни страны и мира. Существует огромное количество различных художественных проектов и выставок, в которых художники вправе участвовать. Есть проекты частные, организованные на определенные спонсорские средства, есть выставки, сынициированные государственными структурами. Одни проекты возникают и быстро исчезают, не становясь популярными, другие известны широко, и участие в них требует определенной известности мастера в профессиональных кругах. У театральных художников одной из самых престижных выставок считается ежегодная московская выставка театральных художников «Итоги сезона».

Вот что рассказал нам о профессии театрального художника главный художник Театра Луны Константин Викторович Розанов:

— Я бы посоветовал молодым людям, которые мечтают посвятить свою жизнь этой профессии, хорошенько подумать над правильностью своего выбора. Театральному художнику необходимо не только уметь держать кисть в руках, но и быть всегда готовым к неожиданным поворотам в творческой судьбе. Художник-сценограф (не путать с декоратором, это другая театральная профессия) слишком зависим от функционирования сложного театрального организма, впрочем, как и любой другой работник театра: артист, бутафор, костюмер и др. Тем более что сегодня явственно обозначилась тенденция разрушения стационарного репертуарного театра, где художник в широком понимании данного слова был защищен самой незыблемостью театральных устоев. Теперь и художник театра вынужден существовать в условиях жесткого рынка, а не у каждого таланта есть волчья хватка бизнесмена. Возможно, вам придется подрабатывать вне театра — оформлять рестораны, украшать корпоративные вечеринки или дни рождения богатых предпринимателей… Художник-сценограф и такое в состоянии сделать, но все-таки при этом смысл профессии теряется. И несмотря на мои предостережения, я очень рад, что многие выбирают столь красивую профессию. Главное здесь — любить свое дело, театр, людей и общение с ними, ну и, конечно, обожать рисовать, учиться сохранять свой замысел от эскиза до премьеры. А сдача спектакля и его презентация — вершины счастья, ради которых все мы и работаем в театре.

У художника-сценографа — особый тип мышления, отличный от присущего художнику-живописцу, иллюстратору и даже дизайнеру. Обладаете ли вы им — это постараются угадать мастера учебных заведений, куда вы станете поступать, если выберете профессию художника.

— А можно ли поступать в такие учебные заведения без специальной художественной подготовки?

— Всякое бывает… В любом случае вы должны отличать натюрморт от пейзажа и уметь отразить это на бумаге или холсте. Человек может прекрасно рисовать и не поступить. Я уже говорил об особом складе мышления художника, распознать который в абитуриенте — задача мастера-педагога. Как и в любом деле, надо понравиться мастеру, который захочет вас учить. Поэтому, если желаете серьезно заниматься, ищите наставника в том учебном заведении, которое вы решили штурмовать, а уж специалист поможет вам освоить азы выбранной профессии. И еще: если вы мечтаете много зарабатывать, то лучше поискать другое занятие, скажем, стать художником-дизайнером по ландшафту. Хотя ничего нельзя предсказать в сегодняшней жизни — у нее такое множество художественных приемов, только успевай удивляться.

Источник ЗАПЛАТА.РУ www.zarplata.ru/a-id-6244.html



Статьи по теме:
  страницы: 1


Приглашаем авторов

Любой посетитель может предложить свой материал в любую категорию раздела публикаций.

В категории "Статьи" и "Интервью" к публикации принимаются профессионально сделанные материалы на профессиональную тематику творческой деятельности. Ссылка на сайт автора гарантируется.

В категории "Поэзия" и "Проза" от авторов принимаются ВСЕ без исключения работы без какого-либо отбора и правки со стороны редакции. Произведение находится на страницах сайта в течение трех месяцев. По истечении этого срока произведение удаляется или остается на сайте на постоянной основе.

Каждый читатель может высказать свое мнение на тему того, оставить или удалить конкретное произведение. Для этого необходимо кликнуть по ссылке "комментарии" под текстом данного произведения и оставить там свой отзыв. Редакция обязательно учтет ваше мнение.






[an error occurred while processing this directive]

 
Многие люди предпочитают купить медицинский сертификат специалиста