ГЛАВНАЯ БИРЖА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАСТИНГ АРХИВ КУХНИ О ПРОЕКТЕ ФОРУМ КАРТА САЙТА

Почему у России нет «Yesterday»?

Автор: Олег Аркадичъ

Что такое популярная песня? В моем понимании это не только средство для зарабатывания определенными музыкальными и околомузыкальными структурами денежных средств, но и произведение искусства, живущее вечно или исчезающее через некоторое время, трогающее сердца миллионов, или всего лишь будоражащее некоторые инстинкты отдельных категорий граждан. Всему миру известны такие рок- (поп-) исполнители, как, к примеру, «The Beatles», Elton John, «Abba», Sting , Joe Dassin, «A-Ha». У мыслящих людей может возникнуть вопрос: «А где, собственно, наши российские звезды на мировом музыкальном небосклоне?». Ведь даже маленькая рыбацкая Исландия, все население которой при желании уместится в одном Московском микрорайоне, имеет, как минимум, двух мировых звезд. «Где наши российские песни и их исполнители?». Ведь мы живем в стране Ильи Репина, Игоря Стравинского и Льва Толстого. Почему же наши Александр Маршал и «Машина времени» (не будем поминать всуе Аллу Борисовну и дорогого Леонтьева) никому не нужны ни на западе, ни на востоке?

Ответ крайне прост. И любой западный музыкальный менеджер объяснит, что русская рок-, поп-музыка абсолютно неинтересна западному слушателю по причине ее абсолютной вторичности по отношению к Западу. Выражаясь проще, мы все время на кого-то похожи. Похожи в плане мелодии, в плане аранжировок, даже в плане внешности и манеры. Мало у нас талантливых песен и оригинальных идей.

Журналист наиболее качественного российского музыкального издания «In rock» Владимир Импаллер, побывав на концерте «Rolling Stones» в Москве, где на разогреве играли наши «Сплин», написал в сердцах, что испытал чувство национального позора (хотя «Сплин», как считают многие, это чуть ли не самое лучшее, известное, что у нас сегодня есть). И единственный наш отечественный прорыв - это группа «Тату», т.е. как бы творческое объединение двух маленьких визжащих девушек, как бы влюбленных проблемных лесбиянок, ведающих людям о своих трудностях. Вам не стыдно? Мне стыдно. Наивные иностранцы привыкли к искреннему творчеству и, наверное, приняли эту историю за чистую монету.

Скажете, что рок-, поп-музыка - это несерьезно? Но какой другой вид искусства сегодня интересует столько людей, столько молодых людей? Ведь ни живопись и не поэзия, и не классическая же музыка. И откуда такая мысль, что это несерьезно. Ведь рок-, поп-музыка, она ведь сегодня часть нашей повседневной действительности, и ее влияние просто грандиозно. Она на ТВ и на радио, и в газетах, в нее вложены огромные деньги.

Не знаю, как Вам, а мне хочется ответить на вопрос, а почему у нас и в музыке все так? Ответов на эти вопросы находят несколько. Так, Михаил Козырев, будучи еще на "Нашем Радио", говорил о том, что в российском музыкальном бизнесе две раковые опухоли.

Это, во-первых, пиратство (по статистике на каждый диск хорошо продаваемого артиста приходится от десяти до ста пиратских). В результате, если на западе заработок звукозаписывающих компаний и артистов идет прежде всего от продажи носителей и атрибутики, а уже потом только лишь от концертов, то у нас продажи в сотни раз меньше. И артистам, и музыкальным учреждениям зарабатывать приходится в основном на концертах. Но если бы соотношение лицензионных и пиратских дисков сократилось до одного к одному, ситуация могла бы в корне измениться. У музыкальных издателей и звукозаписывающих фирм появились бы необходимые денежные средства для того, чтобы вложить их в действительно стоящий музыкальный продукт. А сегодня огромные деньги уходят непонятно кому, а музыкальные структуры, боясь нести большие затраты, связанные с раскруткой какого-нибудь оригинального проекта (так как на его раскрутку денег вкладывать надо чуть больше), вкладывают денежки в хорошо раскрученную и дешевую попсу.

Во-вторых, это проплаченные телевизионные эфиры. То есть, если западные телекомпании, боясь, что их будут обвинять в отсутствии хорошего вкуса и в пошлости, и рейтинги их упадут, заинтересованы в поиске высокохудожественных, содержательных, новых оригинальных материалов (видеоклипов и концертных записей) и их демонстрации в угоду умной (в плане вкуса) публике, то у нас все происходит с точностью до наоборот. То есть, к примеру, за показ нового видеоклипа нужно выложить кругленькую сумму. Это связано с тем, что у телекомпаний не хватает, грубо говоря, ума и вкуса находить такие музыкальные материалы и так их преподносить людям, чтобы это было интересно, чтобы был рейтинг. Поэтому однажды, в начале девяностых, они подумали примерно так: «Ну что ж, если на рейтинге не заработать, так хотя бы срубить по-маленькому на показе этого г….». И наш народ глядел на голубые экраны и диву давался от резвящихся на сценах «На-ны», Сташевских и различных длинноногих девиц с прозвищами, как у немецких овчарок вместо имен. А уже потом местные радиостанции подхватывают то, что раскручено на телевидении. Если Вы, к примеру, придете на почти любую провинциальную радиостанцию и скажете: «Смотрите-ка, я записал гениальную песню», они послушают ее и, скорее всего, скажут: «У Вас все слишком хорошо, но никому неизвестно, поэтому для того, чтобы мы включили это в эфир, Вам необходимо раскошелиться на кругленькую сумму».

Да на западе тоже есть попса (сделанная, правда, гораздо лучше, чем наша). Но при этом каждый музыкальный делец понимает, что песни Бритни Спирс - это всего лишь пять лет, и можно срубить по-малому и отвалить, а, к примеру, на Бьорк можно зарабатывать десятилетия. Все настоящее не стареет. К примеру, альбом 1973 года «Обратная сторона луны» группы «Pink Floyd» до сих пор не выходит из чартов. А недавно переизданные сборники «Beatles» и «Led Zeppelin» побывали на первом месте многих западных хит-парадов. А песни «Let it be» и «Hotel California» частенько можно услышать и сегодня.

Третьей причиной можно назвать абсолютную темноту населения России в вопросах музыки. В годы застоя нас окучивали советской эстрадой, в общем-то, качественной и светлой, но несколько однообразной. А теперь мы бедные, уставшие и с похмелья, у нас сосед уголовник, мы не хотим там особо думать. А душа-то, она все равно требует чего-то такого, вот и тянемся к приемникам и слушаем, что дают. А дают не Бог весть что.

И если вы, будучи музыкантом, обратились к нашим музыкальным воротилам, владельцам теперешних звукозаписывающих фирм, они послушают и скажут примерно следующее: «Чувак, это действительно клево и мы-то тебя понимаем, но народ-то тебя не поймет, народ-то, он глупый. Народ сейчас в лучшем случае слушает «Мумий Тролля», «Смысловые галлюцинации» и «Би-2». Но что самое смешное, точно так же к нему вчера приходили «Мумий Тролль», «Смысловые галлюцинации» и «Би-2» (а это уже не самая худшая музыка) и он им говорил то же самое, что нужно быть похожими на «На-ну» и Сташевского. Так что получается какой-то замкнутый круг, и если кто действительно тупой, так это не народ, а эти самодовольные, ожиревшие и ничего не видящие и не понимающие «боссы нашей популярной музыки».

Но все же кое-что меняется. «Мумий Тролль» и «Смысловые галлюцинации», Земфира - это уже гораздо лучше, чем то, что было в середине девяностых. В России появились Миша Козырев и «Наше Радио», где, не поверите, большая часть музыки действительно интересная. Этот человек, в бытность свою на посту генерального директора компании Ultra Production, исходил, в отличие от вышеуказанных боссов не из того, что надо «крутить» то, что «пипл хавает» сегодня, а из того, что будет популярным завтра. Хотя он тоже вынужден был действовать в рамках определенного формата, т.е. включать самую легкую для понимания часть нашей русской музыки. А еще в стране появляются небольшие, независимые частные радиостанции, ориентированные на слушателя с хорошим вкусом. Появляются честные региональные рок-фестивали. Например, «Трампline» (Чебоксары), «Подъем» (Киров), «СДВИГ» (Вологда). А сколько различных музыкальных коллективов по регионам. Очень талантливых! Вы представляете, насколько нужно понимать, что то, что ты делаешь не случайно, чтобы не останавливаться и творить дальше, когда все против тебя. Как сказал один товарищ про них: «Этих людей колбасит, они не могут не петь, они с Богом разговаривают напрямую». И не смотря на поддельные отечественные хит-парады, на непонимание, запреты и нелюбовь сильных мира сего, такие люди, конечно, пробьются. В это хочется верить.

Мы часто считаем, что культура и музыка не самое главное в жизни. Что есть вещи, которые действительно влияют на нашу жизнь. Такие, как политика, производство, валовой продукт и рентабельность. Но, с другой стороны, подумайте, каким было человечество до появления «The Beatles» с их песенками о любви, и каким оно стало после их появления. Так что давайте думать о нашей популярной музыке. Хочется обратиться к власть имущим и имеющим кой-какие денежные средства. Давайте тратить больше на развитие нашей популярной музыки. Поймите, что чем больше будет светлых песен, звучащих в эфире, тем наша повседневная действительность станет светлее. Духовность она не всегда в церкви. Она иногда в людях и в песнях этих людей.

 Олег Аркадичъ (группа «Тихий Джа») ti-ja.ru  

Хотите оставить комментарий по теме прочитанного?


 
Powered by Tribiq CMS
Copyright © SHOW-MEDIA-ART.RU